История Храма Пророка Илии                                                                                                     Фотографии

 

 

 

Историческая справка

           (Современный вид)

"И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю. И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; я повелел там женщине вдове кормить тебя. И встал он и пошел...

  ...и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек через Илию. После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! Неужели Ты вдове, у кторой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! Да возвратиться душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил." (Ветхий завет, третья Царств, 17,6-22)

 

 В северо-восточной части Санкт- Петербурга расположена местность, по традиции именуемая Пороховые. Она представляет собой сегодня большой жилой массив, выстроенный, в основном, в 70-80-е годы нашего столетия. Однако здесь до сих пор сохранилась почти неизменной долина в междуречье речки Охты и одного из ее извилистых притоков - реки Луппы. На одном из холмов этой долины возвышается церковь Сятого Пророка Илии.

  Как свидетельствуют архивные документы, история создания церкви начинается с сооружения небольшой часовенки в период строительства Охтинского порохового завода, основанного по указу Петра Первого в 1715 году.

  Пороховое дело развивалось интенсивно. В 1716 году построили пороховую мельницу, деревянную плотину, крутильную избу, сушильню. Вскоре армия и корабли получили порох отечественного производства. Строители и мастеровые на Охтинском заводе были из "вольных". Работать приходилось в трудных условиях, рядом со смертью.

  В 1721 году, 4-го мая, служащие Охтинского порохового завода подали прошение в Главную артиллерийскую канцелярию: "В прошлом 1715 году высланы мы, пороховые, селитерные мастера и ученики и прочие служители из Москвы в Петербург на вечное житье с женами и с детьми и определены на Охтинские пороховые заводы к пороховому и селитерному делу к работе, а от Санкт- Петербурга в дальнем расстоянии в десяти верстах, а церкви Божьей у нас на оных заводах нет, понеже мы имеем в том немалую нужду душевную, жены и дети наши такожде, и мы при пороховой работе у смертного дела помираем без покаяния и без причастия Христовых Таин, дабы повелено из Главной артиллерийской канцелярии послать указом Царского Величества или просительным письмом в Правительствующий Духовный Синод, чтобы нам повелено было построить церковь, которая часовня построена, чтобы оной часовне быть церковью и отпустить бы из Правительствующего Духовного Синода повелительный указ об освящении оной церкви..."

  По этой просьбе 30 июня 1721 года Синодом был издан указ: "...при Санкт- Петербурге на реке Охте близ пороховых заводов на пристойном к церковному строению месте, построить вновь церковь во имя Святого пророка Илии деревянную, ... под церковь и под кладбище и попу с причетниками под селитьбу отмерить от церкви во все стороны по сороку сажен".

  Из документов того времени не ясно - было ли построено новое здание или переоборудовали существующую часовню. Однако известно, что к июлю 1722 года церковь была освящена. Она представляла собой весьма скромное строение, перекрытое двухскатной крышей.

  Деревянное здание оказалось недолговечным, и в 1742 году отец Евтихий Ильин подает в Главную артиллерийскую канцелярию прошение, в котором жалуется на плохое состояние строения: "... полы сгнили, парапеты развалились, в крыше течь...", и просит средства на постройку новой церкви.

  Деньги были выделены, и в 1742-1743 годах возводится новое здание по проекту архитектора И. Я. Шумахера. Церковь была построена вблизи старой и освящена 17 июля 1743 года. Она имела уже каменный фундамент (28,8 метра в длину и 10,7 метра в ширину), одноярусную колокольню. Боковые входы выделены портиками. Просчетом архитектора было отсутствие в здании отопления, поэтому в суровые зимние дни "служба Божия отправлялась с нуждою великою". В связи с этим, 6 апреля 1760 года разрешено было построить теплую, небольшую церковь во имя Святителя Димитрия Ростовского. В декабре того же года она была уже готова.

  К 1780 году здание церкви Святого пророка Илии, как и предыдущее, пришло в негодность: плитный фундамент, обветшав, опустился в землю, стены прогнили, протекла кровля, купол колокольни от сильных ветров качался, что могло привести к его падению.

 8 января 1781 года было получено разрешение Синода на строительство церкви и сбор денег с населения в пределах Санкт-Петербургской епархии сроком на 2 года. 21 января 1781 года дан указ Главной канцелярии артиллерии и фортификации о строительстве. Однако деньги поступали медленно, и начальник порохового завода К. Гакс обращается в Главную канцелярию с просьбой: "... на построение оной церкви для положения фундамента, к покупке припасов и материалов... Прошу ныне на первый случай для сделания оного фундамента денег 1500 рублей отпустить..."

  2 октября 1781 года деньги были получены, и начато строительство. Одновременно с возведением нового здания, 30 октября 1783 года отдается указ о разборке старого деревянного ввиду того, что "...в зимнее время церковной службы не отправляется, вновь строящаяся каменная церковь на будущий год совсем исправлена и к службе в готовности быть имеет..."

  Новая церковь строилась 4 года: 18 октября 1781 года здание было заложено, а 6 сентября 1785 года все оставшиеся от строительства материалы были сданы на склад.

  Всего за период строительства было истрачено 11951 рубль, из которых: 10540 рублей выделено казной, 1411 рублей собрано населением. (С середины XVIII-го века 1 рубль - 18 грамм серебра).

  Новое здание, частично сохранившееся до наших дней, стало каменным. Крышу окрасили в зеленовато-голубой цвет, балясины и верхний карниз - белилами. В остеклении использовано "бемское" стекло зеленой воды. Открытая колоннада придавала фасаду рельефность и пластичность. Внутреннее помещение церкви представляло собой двухсветный зал. Стены первого этажа прорезались аркадой в четырнадцать пролетов. Нижняя часть стен отделялась от верхней карнизом, над которым располагались круглые окна второго света. Купол украсила роспись с изображением Святого Пророка Илии на колеснице, запряженной крылатым конем.

  Однако вскоре вновь встал вопрос об устройстве при церкви Святого пророка Илии теплой зимней церкви.

  Проект перестройки был выполнен в 1804 году архитектором Ф. И. Демерцовым, который решил строить новую теплую церковь вплотную к церкви Святого Пророка Илии.

  Перед архитектором встала трудная задача объединения церквей в единый объем. Так, новая церковь должна была быть одновременно и колокольней, что создавало большие сложности: перекрытия, входы, лестницы для входа на звоны не давали возможности сделать нижние окна в размер окон церкви Святого Пророка Илии. Понимая подчиненное положение новой церкви, архитектор сделал небольшую звонницу, решенную очень скромно, не спорящую с куполом церкви Святого Пророка Илии. Был изменен и профиль окон последней. Демерцов деликатно осуществил пристройку нового здания к уже существующему. Церкви были соединены в единый объем, и в то же время остались самостоятельными. Новая однопрестольная церковь-колокольня была освящена во имя Святого Благоверного князя Александра Невского.

  Популярность церковного комплекса на Пороховых росла. Принимается решение о его расширении. На месте ранее разобранной в 1783 году церкви Святого Пророка Илии в 1832-1834 годах устраивается каменная часовня во имя Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, которая в 1889 году по проекту архитектора Р. Р. Марфельда перестраивается в часовню шатрового типа.

  Таким образом, на Пороховых образовался церковный ансамбль, являвшийся великолепным украшением местности и привлекательным местом для прихожан. По данным 1884 года к приходу церкви Святого Пророка Илии принадлежали служащие и военные порохового завода, артиллерийская команда, жители близлежащих селений Ржевка, Ковалево, Жерновка, Малиновка (ныне район проспектов Передовиков и Индустриального). Всего до 1000 человек и 700 приходящих.

  В конце XIX-го века предполагалось увеличение церкви Святого Пророка Илии. Ввиду этого, в 1897 году по проекту архитектора П. Гилева часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы была перестроена в пятикупольную церковь и освящена 18 июля того же года. Икона Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, находившаяся в этой церкви вплоть до ее разрушения в 1936 году почиталась чудотворной, и привлекала к себе немало богомольцев со всех уголков России, особенно, когда совершалось главное празднество в честь Святой, заканчивавшееся крестным ходом.

  Крестные ходы на Пороховых были нередким явлением. Так, первый массовый крестный ход прошел летом 1730 года в период страшной засухи. В этом крестном ходу к церкви Святого Пророка Илии принимала участие почти вся петербургская знать, Двор и духовенство. Вокруг церкви впервые было сконцентрировано общественное внимание, и 20 июля 1744 года указом императрицы Елизаветы Петровны было велено "к церкви Илии крестное хождение иметь неотменно".

  Одна из последних перестроек церквей Святого Пророка Илии и Святого Благоверного князя Александра Невского, до сих пор вызывающая споры архитекторов о ее целесообразности, была проведена в 1901-1902 годах по проекту архитектора В. Я. Симонова:

  - купол церкви Святого Пророка Илии был поднят на барабан;

  - в церкви Святого Благоверного князя Александра Невского - надстроен второй ярус колокольни и расширен первый, изменен угол стропил крыши и появилась балюстрада на колокольне.

  Привлекательность местности, многочисленность церковных построек сделали Пороховые излюбленным местом летнего пребывания петербургских жителей. "Со стороны Полюстрова... вдали, у самой линии горизонта едва блистали купола церкви на Пороховых заводах", - так писал о своих юношеских впечатлениях Александр Бенуа. Многолюдные гуляния вокруг Ильинской церкви описывает в романе "Обломов" И. А. Гончаров. Упоминаются Пороховые в "Дневнике провинциала" М. Е. Салтыкова-Щедрина.

  Петербургская пресса того времени уделяла большое внимание церковным праздникам на Пороховых. В праздничные Ильинские дни из ближайших пригородов и сел к Пороховской слободе шли тысячи богомольцев. Ириновская железная дорога готовила особые экстренные внеплановые сборные поезда, конки и извозчики брались с бою, будучи не в состоянии удовлетворить всех желающих. По реке пускались катера с публикой. В 1890 году в Ильинскую Пятницу собралось около тридцати тысяч богомольцев, в 1892 - уже около восьмидесяти тысяч. В 1910 году Протопресвитер Евгений Аквилонов произносит слово о государственном значении праздников на Пороховых. В 1911 году собирается около ста тысяч верующих.

  Закрытие в 1938 году церквей и пожар 1974 года, уничтоживший большую часть интерьера, поставил их на грань полного разрушения. Сгорели купол, живописный плафон. Многолетнее стояние зданий без крыши усилило процесс разрушения.

  Проект реставрации церквей был подготовлен в 1979 году по решению городских властей. Однако начало их реального возрождения положено 10 сентября 1988 года, когда состоялся Первый молебен и субботник верующих по восстановлению храмов.

  В результате усилий православной общины в 1988 году здания передаются церкви, и уже 22 декабря того же года ректором Ленинградской Духовной Академии Протоиереем Владимиром (Сорокиным) освящается церковь Святого Благоверного князя Александра Невского. А 2 августа 1989 года Митрополит Ленинградский и Новгородский, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освящает церковь Святого Пророка Илии.

 

Выше представленный текст взят из брошюры: "ЦЕРКОВЬ СЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ в Санкт-Петербурге" Ю.В. Савостьянок СПб - 1995г.

 

Спаси вас Господи!

Hosted by uCoz