История Храма Пророка Илии Фотографии
Историческая
справка
(Современный вид)
"И
вороны
приносили
ему хлеб и
мясо поутру, и
хлеб и мясо
по вечеру, а
из потока он
пил. По
прошествии
некоторого
времени этот
поток высох,
ибо не было
дождя на
землю. И было
к нему слово
Господне:
встань и
пойди в
Сарепту
Сидонскую, и
оставайся
там; я
повелел там
женщине
вдове кормить
тебя. И встал
он и пошел...
...и
кормилась
она, и он, и дом
ее несколько
времени. Мука
в кадке не
истощалась, и
масло в кувшине
не убывало,
по слову
Господа,
которое Он
изрек через
Илию. После
этого
заболел сын
этой женщины,
хозяйки дома,
и болезнь его
была так
сильна, что
не осталось в
нем дыхания.
И сказала она
Илии: что мне
и тебе,
человек
Божий? Ты
пришел ко мне
напомнить
грехи мои и
умертвить
сына моего. И
сказал он ей:
дай мне сына
твоего. И
взял его с
рук ее, и
понес его в
горницу, где
он жил, и
положил его
на свою
постель, и воззвал
к Господу и
сказал: Господи
Боже мой!
Неужели Ты
вдове, у кторой
я пребываю,
сделаешь зло,
умертвив
сына ее? И
простершись
над отроком
трижды, он
воззвал к
Господу и
сказал: Господи
Боже мой! Да
возвратиться
душа отрока
сего в него! И
услышал
Господь
голос Илии, и
возвратилась
душа отрока
сего в него, и
он ожил." (Ветхий
завет, третья
Царств, 17,6-22)
В
северо-восточной
части Санкт-
Петербурга
расположена
местность, по
традиции
именуемая
Пороховые.
Она представляет
собой
сегодня
большой
жилой массив,
выстроенный,
в основном, в
70-80-е годы
нашего
столетия.
Однако здесь
до сих пор
сохранилась
почти
неизменной
долина в
междуречье речки
Охты и одного
из ее
извилистых
притоков -
реки Луппы.
На одном из
холмов этой
долины
возвышается
церковь
Сятого Пророка
Илии.
Как
свидетельствуют
архивные
документы,
история
создания
церкви
начинается с
сооружения
небольшой
часовенки в
период строительства
Охтинского
порохового
завода,
основанного
по указу
Петра Первого
в 1715 году.
Пороховое
дело
развивалось
интенсивно. В
1716 году
построили
пороховую
мельницу,
деревянную
плотину,
крутильную
избу, сушильню.
Вскоре армия
и корабли
получили порох
отечественного
производства.
Строители и
мастеровые
на Охтинском
заводе были
из "вольных".
Работать
приходилось
в трудных
условиях,
рядом со
смертью.
В 1721
году, 4-го мая,
служащие
Охтинского
порохового
завода
подали
прошение в
Главную артиллерийскую
канцелярию:
"В прошлом 1715
году высланы
мы,
пороховые,
селитерные
мастера и
ученики и
прочие
служители из
Москвы в Петербург
на вечное
житье с
женами и с
детьми и определены
на Охтинские
пороховые
заводы к пороховому
и
селитерному
делу к
работе, а от Санкт-
Петербурга в
дальнем
расстоянии в
десяти
верстах, а
церкви
Божьей у нас
на оных заводах
нет, понеже
мы имеем в
том немалую
нужду
душевную,
жены и дети
наши такожде,
и мы при
пороховой
работе у
смертного
дела
помираем без
покаяния и
без
причастия Христовых
Таин, дабы
повелено из
Главной артиллерийской
канцелярии
послать
указом Царского
Величества
или
просительным
письмом в Правительствующий
Духовный
Синод, чтобы нам
повелено
было
построить
церковь, которая
часовня
построена,
чтобы оной
часовне быть
церковью и
отпустить бы из
Правительствующего
Духовного
Синода повелительный
указ об
освящении
оной церкви..."
По
этой просьбе
30 июня 1721 года
Синодом был
издан указ:
"...при Санкт-
Петербурге
на реке Охте
близ пороховых
заводов на
пристойном к
церковному
строению
месте,
построить
вновь
церковь во имя
Святого
пророка Илии
деревянную, ...
под церковь и
под кладбище
и попу с причетниками
под селитьбу
отмерить от
церкви во все
стороны по
сороку
сажен".
Из
документов
того времени
не ясно - было ли
построено
новое здание
или
переоборудовали
существующую
часовню.
Однако известно,
что к июлю 1722
года церковь
была
освящена. Она
представляла
собой весьма
скромное
строение,
перекрытое
двухскатной
крышей.
Деревянное
здание
оказалось
недолговечным,
и в 1742 году отец
Евтихий
Ильин подает
в Главную
артиллерийскую
канцелярию
прошение, в
котором
жалуется на
плохое
состояние
строения: "...
полы сгнили,
парапеты
развалились,
в крыше
течь...", и
просит
средства на
постройку новой
церкви.
Деньги
были
выделены, и в
1742-1743 годах
возводится
новое здание
по проекту
архитектора
И. Я. Шумахера. Церковь
была
построена
вблизи
старой и освящена
17 июля 1743 года.
Она имела уже
каменный
фундамент (
К 1780 году здание церкви Святого пророка Илии, как и предыдущее, пришло в негодность: плитный фундамент, обветшав, опустился в землю, стены прогнили, протекла кровля, купол колокольни от сильных ветров качался, что могло привести к его падению.
8
января 1781 года
было
получено
разрешение Синода
на строительство
церкви и сбор
денег с
населения в пределах
Санкт-Петербургской
епархии сроком
на 2 года. 21
января 1781 года
дан указ
Главной канцелярии
артиллерии и
фортификации
о строительстве.
Однако
деньги
поступали медленно,
и начальник
порохового
завода К. Гакс
обращается в
Главную
канцелярию с
просьбой: "...
на
построение
оной церкви
для положения
фундамента, к
покупке
припасов и материалов...
Прошу ныне на
первый
случай для сделания
оного
фундамента
денег 1500
рублей отпустить..."
2
октября 1781
года деньги
были
получены, и
начато
строительство.
Одновременно
с
возведением
нового здания,
30 октября 1783
года
отдается
указ о
разборке старого
деревянного
ввиду того,
что "...в зимнее
время
церковной
службы не
отправляется,
вновь
строящаяся
каменная
церковь на
будущий год
совсем
исправлена и
к службе в готовности
быть
имеет..."
Новая
церковь
строилась 4
года: 18
октября 1781 года
здание было
заложено, а 6
сентября 1785
года все
оставшиеся
от
строительства
материалы
были сданы на
склад.
Всего
за период строительства
было
истрачено 11951
рубль, из
которых: 10540
рублей
выделено
казной, 1411
рублей собрано
населением.
(С середины
XVIII-го века 1
рубль -
Новое
здание,
частично
сохранившееся
до наших
дней, стало
каменным.
Крышу
окрасили в зеленовато-голубой
цвет,
балясины и
верхний
карниз -
белилами. В
остеклении
использовано
"бемское"
стекло
зеленой воды.
Открытая
колоннада
придавала
фасаду
рельефность
и
пластичность.
Внутреннее
помещение церкви
представляло
собой
двухсветный
зал. Стены первого
этажа
прорезались
аркадой в
четырнадцать
пролетов.
Нижняя часть
стен отделялась
от верхней
карнизом, над
которым
располагались
круглые окна
второго
света. Купол
украсила роспись
с
изображением
Святого
Пророка Илии на
колеснице,
запряженной
крылатым конем.
Однако
вскоре вновь
встал вопрос
об устройстве
при церкви
Святого
пророка Илии
теплой
зимней
церкви.
Проект
перестройки
был выполнен
в 1804 году архитектором
Ф. И.
Демерцовым,
который решил
строить
новую теплую
церковь
вплотную к церкви
Святого
Пророка Илии.
Перед
архитектором
встала
трудная задача
объединения
церквей в
единый объем.
Так, новая
церковь
должна была
быть
одновременно
и
колокольней,
что
создавало
большие сложности:
перекрытия,
входы,
лестницы для
входа на
звоны не
давали
возможности
сделать
нижние окна в
размер окон
церкви
Святого
Пророка Илии.
Понимая
подчиненное
положение
новой церкви,
архитектор сделал
небольшую
звонницу,
решенную
очень скромно,
не спорящую с
куполом
церкви Святого
Пророка Илии.
Был изменен и
профиль окон последней.
Демерцов
деликатно
осуществил
пристройку
нового
здания к уже существующему.
Церкви были
соединены в
единый объем,
и в то же
время
остались
самостоятельными.
Новая
однопрестольная
церковь-колокольня
была
освящена во
имя Святого
Благоверного
князя Александра
Невского.
Популярность
церковного
комплекса на Пороховых
росла.
Принимается
решение о
его
расширении.
На месте
ранее
разобранной в
1783 году церкви
Святого
Пророка Илии
в 1832-1834 годах
устраивается
каменная
часовня во
имя Святой
Великомученицы
Параскевы
Пятницы,
которая в 1889
году по проекту
архитектора
Р. Р.
Марфельда
перестраивается
в часовню
шатрового
типа.
Таким
образом, на
Пороховых
образовался
церковный
ансамбль,
являвшийся
великолепным
украшением
местности и
привлекательным
местом для
прихожан. По
данным 1884 года
к приходу
церкви
Святого Пророка
Илии
принадлежали
служащие и
военные
порохового
завода,
артиллерийская
команда,
жители
близлежащих
селений
Ржевка, Ковалево,
Жерновка,
Малиновка
(ныне район проспектов
Передовиков
и Индустриального).
Всего до 1000
человек и 700
приходящих.
В
конце XIX-го
века
предполагалось
увеличение
церкви
Святого
Пророка Илии.
Ввиду этого,
в 1897 году по
проекту
архитектора
П. Гилева часовня
Святой
Великомученицы
Параскевы
Пятницы была
перестроена
в пятикупольную
церковь и
освящена 18
июля того же
года. Икона
Святой
Великомученицы
Параскевы
Пятницы,
находившаяся
в этой церкви
вплоть до ее
разрушения в
1936 году
почиталась чудотворной,
и привлекала
к себе немало
богомольцев
со всех
уголков
России,
особенно,
когда
совершалось
главное
празднество
в честь
Святой,
заканчивавшееся
крестным ходом.
Крестные
ходы на Пороховых
были
нередким
явлением.
Так, первый
массовый
крестный ход
прошел летом
1730 года в период
страшной
засухи. В
этом
крестном
ходу к церкви
Святого
Пророка Илии
принимала
участие почти
вся
петербургская
знать, Двор и
духовенство.
Вокруг
церкви
впервые было
сконцентрировано
общественное
внимание, и 20
июля 1744 года
указом
императрицы
Елизаветы
Петровны
было велено
"к церкви
Илии
крестное хождение
иметь
неотменно".
Одна
из последних
перестроек
церквей Святого
Пророка Илии
и Святого
Благоверного
князя
Александра
Невского, до
сих пор вызывающая
споры
архитекторов
о ее целесообразности,
была
проведена в
1901-1902 годах по
проекту
архитектора
В. Я. Симонова:
-
купол церкви
Святого
Пророка Илии
был поднят на
барабан;
- в
церкви
Святого
Благоверного
князя Александра
Невского -
надстроен
второй ярус колокольни
и расширен
первый,
изменен угол
стропил
крыши и
появилась
балюстрада
на колокольне.
Привлекательность
местности,
многочисленность
церковных
построек
сделали Пороховые
излюбленным
местом
летнего
пребывания
петербургских
жителей. "Со
стороны Полюстрова...
вдали, у
самой линии
горизонта едва
блистали
купола
церкви на
Пороховых заводах",
- так писал о
своих
юношеских
впечатлениях
Александр
Бенуа.
Многолюдные
гуляния вокруг
Ильинской
церкви
описывает в
романе "Обломов"
И. А. Гончаров.
Упоминаются Пороховые
в "Дневнике
провинциала"
М. Е.
Салтыкова-Щедрина.
Петербургская
пресса того
времени уделяла
большое
внимание
церковным
праздникам
на Пороховых.
В
праздничные
Ильинские
дни из
ближайших пригородов
и сел к
Пороховской
слободе шли
тысячи
богомольцев.
Ириновская
железная
дорога
готовила
особые
экстренные
внеплановые
сборные
поезда, конки
и извозчики
брались с
бою, будучи
не в
состоянии удовлетворить
всех
желающих. По
реке пускались
катера с
публикой. В 1890
году в
Ильинскую
Пятницу
собралось
около
тридцати
тысяч богомольцев,
в 1892 - уже около
восьмидесяти
тысяч. В 1910 году
Протопресвитер
Евгений
Аквилонов
произносит
слово о
государственном
значении
праздников на
Пороховых. В 1911
году
собирается
около ста тысяч
верующих.
Закрытие
в 1938 году
церквей и
пожар 1974 года,
уничтоживший
большую
часть
интерьера,
поставил их
на грань
полного
разрушения.
Сгорели
купол,
живописный
плафон. Многолетнее
стояние
зданий без
крыши усилило
процесс
разрушения.
Проект
реставрации
церквей был
подготовлен
в 1979 году по
решению
городских
властей. Однако
начало их
реального
возрождения
положено 10
сентября 1988
года, когда
состоялся Первый
молебен и
субботник
верующих по
восстановлению
храмов.
В
результате
усилий
православной
общины в 1988
году здания
передаются
церкви, и уже 22
декабря того
же года
ректором
Ленинградской
Духовной
Академии
Протоиереем
Владимиром
(Сорокиным)
освящается
церковь
Святого
Благоверного
князя
Александра
Невского. А 2
августа 1989
года
Митрополит
Ленинградский
и
Новгородский,
ныне
Святейший
Патриарх
Московский и
всея Руси
Алексий II
освящает
церковь
Святого
Пророка Илии.
Выше
представленный
текст взят
из брошюры:
"ЦЕРКОВЬ
СЯТОГО
ПРОРОКА ИЛИИ
в
Санкт-Петербурге"
Ю.В. Савостьянок
СПб - 1995г.
Спаси
вас Господи!